# БИБЛИОТЕКА ..Курсы ..Redmine Системная инженерия Стейкхолдеры Управление Критическая цепь Linux Информация Социальные связи Саморазвитие Логика, интеллект Политэкономия Сумма технологии АНАЛИТИКА ..Ресурсы ..ПО для Аналитика ..Кто аналитики? ..Бизнес-процесс ..Требования ..Уровни и типы ..Источники Нотации Архитектура РАЗРАБОТКА ..Ресурсы ..Цикл разработки ПО ..Waterfall ..RUP ..Agile ..Kanban ..Continuous Integration git Frontend HTTP/REST Apache web-server Регулярные выражения Javascript Perl ТЕСТИРОВАНИЕ ..Ресурсы ..QA и QC ..Цикл тестирования ..1 Тест-анализ ..2 Тест план ..3 Тест-дизайн и покрытие ..Уровни тестирования ..Виды тестирования ..Баг-репорт ..Шаблоны документов XPATH Безопасность Нагрузочное Android Автоматизация Selenium WebDriver Генератор ИНН БАЗЫ ДАННЫХ SQL MongoDB
Эта страница:
Ресурсы Тестирование: QC И QA Цикл тестирования 1. Тест-анализ 2. Тест-план и оценка трудозатрат 3. Тест дизайн и покрытие Уровни тестирования Виды тестирования Методы: ручное и авто Баг-репорт Шаблоны документов Метрики по обеспечению качества Подбор тестировщиков
Ещё в этом разделе:
ТЕСТИРОВАНИЕ XPATH Безопасность Нагрузочное Android Автоматизация Selenium WebDriver Генератор ИНН и т.п. Различные расчёты
Другие разделы:
# АНАЛИТИКА MONGO DB SQL РАЗРАБОТКА БИБЛИОТЕКА ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование и обеспечение качества
- Почему вы решили стать тестировщиком?
- Воротник застегните, пожалуйста.
Ресурсы

Книги

  • (PDF) Святослав Куликов - Тестирование программного обеспечения, 2018. Курс хоть и позиционируется как "базовый", но предметная область расписана глубоко, наглядно, со множеством примеров.
  • (PDF) Джеймс Уиттакер - Как тестируют в Google, 2012 (русский перевод 2014 - изд. "Питер"), книга среднего уровня не только об их опыте реформации процессов тестирования в компании, но и о методах разработки и менеджмента, описанное будет полезно больше для очень крупных компаний разрабатывающих "для самое себя" (типа того же Яндекса, ABBYY, Kaspersky Lab, например), но интересных мыслей и методик - много
  • PDF Рэкс Блэк - Ключевые процессы тестирования, 2004 (русский перевод 2006 - изд. "Лори"). Рассматриваются вопросы организации и проведения тестирования в комплексе, читать выборочно;
  • PDF Лайза Криспин и Джанет Грегори - Гибкое тестирование, 2009 (русский перевод 2010 - изд. "Вильямс"), о практике тестирования при гибкой (Agile) разработке

Ссылки

Тестирование: QC И QA
Цель тестирования (test objective, test target) или цель разработки и выполнения тестов:
  • обеспечить очищение ПО от ошибок до приемлимого уровня (вы не можете предоставить 100% покрытие, но вы должны сделать все возможное, и гарантировать, что очевидные ошибки исправлены);
  • убедиться, что ПО отвечает оригинальным требованиям и спецификации;
  • обеспечить уверенность в надёжности ПО (пользователям, заказчикам и т.д.).
QA and QA scheme

Задача QC (Quality Control, контроль качества) это контролировать и фиксировать качество артефактов, или же, другими словами, промежуточных и конечных результатов работы. Его цель заключается в поисках дефектов и обеспечении их исправления. Таким образом тестирование является неотъемлемой частью контроля качества.
Здесь очень подходит термин Verification с вопросом "Are we building the product right?" - правильно ли мы делаем продукт, проверяется соответствие планам, спецификациям, дизайну, правилам составления кода, проход тест-кейсов. Проверяем CORRECTNESS.

QA (Quality Assurance, обеспечение качества) - ISO9000 определяет обеспечение качества ПО, как часть менеджмента качества, ориентированную на создании уверенности в том, что требования к устранению багов будут выполнены. Целью QA является обеспечение гарантии того, что продукт будет соответствовать ожиданиям качества заказчика. Она состоит из процессов/действий, направленных на обеспечение качества разработки продукта на каждом из его этапов. Эти действия, как правило, предшествуют развитию продукта и продолжаются, пока процесс пребывает в состоянии развития. На самом QA лежит ответственность за разработку и внедрение процессов и стандартов для улучшения жизненного цикла разработки, и обеспечение уверенности в том, что эти процессы выполняются. Фокусом QA является предотвращение дефектов на всех этапах его реализации и постоянное его совершенствование.
Здесь очень подходит термин Validation с вопросом "Are we building the right product?" - правильный ли продукт мы делаем, удовлетворяет ли продукт нуждам пользователя. Проверяем COMPLETENESS.

Чтобы предоставляемые услуги имели ценность, необходимо, чтобы тестирование было нацелено на проверку функций, которые:

  • значимы для Заказчиков/Пользователей
  • оказывают влияние на мнение пользователя о работе с системой
  • снижают потенциальные затратные риски
Тестирование несущественных частей системы вызывает ложную уверенность в правильности работы системы и оттягивает на себя внушительное количество человеко-часов Разработчиков и Тестировщиков.

Цикл тестирования
Цикл Тестирования (Testing Cycle) напоминает типичный производственный цикл, обычно проходя в несколько этапов:
  1. Тест-анализ. Анализ требований (Requirement analysis).
    Результат: Матрица трассировки Требований и Тест-кейсов (Requirement Traceability Matrix, RTM).
  2. Планирование (Test Management, Test Planning).
    Результат: тест-план (Test Plan) / стратегия тестирования, оценка трудозатрат (Effort Estimation)
  3. Проектирование тестов (Test Design, Test Development).
    Результат: набор тест-кейсов (test cases), которые необходимо пройти, тестовые данные (test data)
  4. Выполнение (Test Execution). Используются методы тестирования (methods of testing). Результат: отчёт о тестировании, багрепорты (bug report)
  5. Анализ результатов тестирования (Test Result Analysis). Используются метрики (QA metrics). Результат: выводы для исправления ошибок в планировании и контроле над процессом тестирования/разработки.
Что почитать на тему:
1. Тест-анализ

Тест-анализ = процесс поиска/рассмотрения того, что можно использовать для получения информации, необходимой для тестирования. Т.е. информации, необходимой для составления тест-кейсов - или test basis. И чаще всего test basis представляет собой набор документов, состоящий из требований, спецификаций, описания архитектуры, интеграционных интерфейсов и т.п.

В общем и целом, необходимо выявить:

  1. Суть проекта/доработки: для каких целей создан Продукт/Система, кто и каким образом использует
  2. Суть реализации: как работает Продукт/Система
  3. Скоуп (область) тестирования, в т.ч. исходя из объёма Продукта, архитектуры Системы
  4. Ограничения
  5. Риски тестирования

Определяем тестовое покрытие (скоуп/объём тестирования)

покрытие тестами
сценариев использования системы требований рисков качества поддерживаемых конфигураций

Матрица трассировки требований и тест-кейсов

Матрица трассируемости требований (Requirement Traceability Matrix) = двумерная таблица, содержащая соответствие требований (user/business requirements, software requirements) и подготовленных тест-кейсов (test cases).
Основное её предназначение в отображении степени покрытия требований тест-кейсами.

  • ID Бизнес-Требования (BR, Business Requirement) или Бизнес Варианта Использования (Business Use Case);
  • суть Бизнес-Требования;
  • (опционально) приоритет Бизнес-Требования;
  • (опционально) приёмочный критерий Требования (acceptance criteria);
  • (опционально) ID Функционального требования (FR, functional requirement) из Спецификации к Требованиям ПО (SRS) или ID Варианта Использования (UC, Use Case);
  • (опционально) описание Функционального требования или Варианта Использования;
  • ID тестового артефакта (Тест-кейса);
  • (опционально) ожидаемый результат Тест-кейса (expected result);
  • (опционально) номер Задачи на разработку из таск-трекера + её описание;
  • (опционально) логический блок / модуль, к которому принадлежит Задача/Требование;

Примеры Матриц Трассировки:

(скачать в формате XLSX)

В соответствии с лучшими практиками, Бизнес-Требования следует максимально декомпозировать и нумеровать в соответствии со следующим правилом: BR001, BR002 и т.д.
Для каждого Бизнес-Требования будет одно или несколько Функциональных Требований, которые должны соответствовать соглашению по нумерации для соответствующего бизнес-требования: FR001.01, FR001.02, FR001.03, FR002 и т.д. Функциональные требования также должны быть максимально декомпозированы.

Пример рабочего процесса, в котором присутствует создание Матрицы Трассировки:

(скачать схему в XML)

Если вы используете таск трекер Jira, Zephyr by Jira для тестовой документации и систему управления требованиями Сonfluence, то все сущности синхронизируются и такая трассируемость позволяет:

  • визуализировать актуальное состояние реализации;
  • разбивать требования на более атомарные и структурировать их;
  • отслеживать, есть ли требования, на которые еще не запланирована разработка (пропуск реализации);
  • отслеживать, реализовано ли требование в данный момент;
  • отслеживать, покрыто ли требование тест-кейсом (пропуск тестирования);
  • наглядно отображать приоритизацию требований.

Соотношение привязки Требования и Тест-кейса может быть:

  • 1 к 1 (атомарное требование, которое покрывается одним тест-кейсом, данный тест-кейс покрывает только это требование);
  • 1 к n (требование, которое покрывается несколькими тест-кейсами, данные тест-кейсы покрывают только это требование);
    когда одно требование в матрице трассируемости покрывается несколькими тестами, это может говорить об избыточности тестирования. В таком случае надо проанализировать, насколько требование атомарно.
  • n к n (требование, которое покрывается несколькими тест-кейсами, данные тест-кейсы покрывают это и другие требования).

Программные комплексы для управления требованиями:

Риск качества

Риск качества (Quality risk) - потенциальный вид ошибки, способ поведения системы, при котором она, вероятно, не соответствует обоснованным ожиданиям качества системы, имеющимся у пользователя или заказчика. Это потенциальный, а не обязательный результат.

Общие категории рисков качества
Функциональность Проблемы, в результате которых не работают конкретные функции
Нагрузка, производительность, объём Проблемы обработки ожидаемых пиковых нагрузок при параллельной работе нескольких пользователей
Надёжность, стабильность работы Проблемы, при которых система слишком часто зависает или долго не восстанавливается
Перегрузки, обработка ошибок и восстановление Проблемы, возникающие ввиду превышения допустимых пиковых нагрузок или из-за обработки недопустимых условий (например, побочный эффект от сознательного внесения ошибок)
Обработка времени и дат Ошибки в математических действиях с датами и временем, в их форматировании, в планируемых событиях и других операциях, зависящих от времени
Качество данных Ошибки в обработке, извлечении и хранении данных
Производительность проблемы с временем завершения задач при ожидаемой нагрузке
Локализация проблемы, связанные с локализацией продукта, в том числе в обработке страницы символов, языковой поддержке, в использовании грамматики, словаря, а также в сообщениях об ошибках и файлах помощи
Безопасность проблемы в защите системы и охраняемых данных от мошеннического и злонамеренного использования
Установка/перенос ошибки, которые препятствуют поставке системы
Документирование ошибки в руководствах по установке и работе с системой для пользователей и системных администраторов
Из этого также следует вывод о том, насколько важно изучить требования заказчика, придерживаться их и здравого смысла (заказчик не всегда прав, иногда полезно намекнуть ему о потенциальных рисках в результате реализации какого-либо из его легкомысленных требований).

Риски тестирования

Основные риски тестирования:

  1. Проектные - связанные с коммуникациями участников команды, инфраструктурой:
    - изменение скоупа тестирования после проверки основных тест-кейсов
    ...
  2. Продуктовые - связанные только с тестируемым функционалом и тестовыми средам:
    - отсутствие тестовых зон с заданной конфигурацей (медленные БД, (не)обезличенные БД, отсутствие каких-то тестовых данных)
    - недопустимое время на ожидание подготовки тестовых зон со стороны Администраторов
    ...

Точка зрения (Point of view)

Определяемся с точкой зрения на систему (Point of View).
Она зависит от того, какую проблему мы решаем и что конкретно анализируем.

Методы анализа и графические нотации для визуализации

Существуют разные методы анализа и разные графические нотации для визуализации результатов анализа. Их выбор зависит от выбранной нами точки зрения.
Потоки работ
(Функционал)
Нотации моделирования бизнес-процессов:
Связи компонентов
(Архитектура)
Язык описания моделей предметной области:
  • UML
  • SysML
Активности пользователлей
(UX-design)
TBD
Потоки данных
(Модель данных предметной области)
TBD

TBD

2. Тест-план и оценка трудозатрат
Тест план (Test Plan) = документ, описывающий весь объём работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.

В общем случае тест-план призван ответить на следующие вопросы:

  1. Что НАДО тестировать?
  2. Что БУДЕМ тестировать? Привет, Тест-Аналитик.
  3. КАК будем тестировать? Привет, Тест-Дизайнер.
  4. КОГДА будем тестировать? Оценка трудозатрат и сроков.
  5. Какие РИСКИ возможны? Какие затраты времени, средств и труда они могут повлечь. Степень их влияния на исход проекта, прописать мероприятия по нейтрализации последствий срабатывания рисков

Оценка трудозатрат (Effort Estimation)

  1. Что оцениваем:
    • Человеческие умения: знания и опыт членов команды. Сильно влияют на оценку.
    • Ресурсы: людские, технические, и т.д.
    • Время
    • Стоимость: бюджет.
  2. Кто может сделать оценку?
    • Тест-аналитик
    • Тестировщик
    • ...
  3. Методы оценки трудозатрат:
    1. Экспертный -- тестировщик знает функционал, знает архитектуру системы, имеет представление о сути доработки. Плюсы/минусы/время на оценку
    2. Декомпозиция доработок -- Тестировщик знает, какие модули (архитектурные компоненты) были затронуты доработкой.
      За неимением Аналитиков, требуется Тестировщикам и Разработчикам:
      1. составить список компонентов системы (скрипты, формы, плагины, веб-сервисы, JOBы и т.п.)
      2. составить список БП, проходящих по Системе
      3. составить список тест-кейсов, покрывающих БП, проходящих по Системе
      4. встретиться и построить матрицу соответствия БП <-> компонент
      5. Это даёт возможность при передачи Сборок в Тестирование - чётко понимать какие тест-кейсы надо пройти
    3. Оценка на основе затрат на Разработку:
      время на тестирование = время на разработку * 2K, где К - коэффициент функциональной сложности разрабатываемой фичи
    4. Оценка на основе затрат на Разработку №2:
      время Тестирования (и исправления всех критических ошибок) группы задач = K * время на Разработку этой группы задач.
      Метод плох тем, что основывается на информации от Разработчиков, которая может не соответствовать истине.
      Метод не работает на задачах саппорта (те, которые не добавляют функционал, а исправляют старый), ибо исправление ошибки может занять 1 час времени, но тестирование с учётом затронутого базового функционала - 5 часов.
    5. Прямые подсчёты с ипользованием пунктов "a" и "b" но без субъективных коэффициентов,
      требуется статистика по природе выявленных ошибок в предыдущих спринтах и соответствующему их количеству.
      Экспериментальная формула оценки времени на задачу
    6. Метод трёх точек (3-point estimation) - метод, который был разработан в NASA для расчёта временных затрат в проектах с уникальными задачами ("never done before tasks"), в условиях неопределённости и при наличии нескольких типов рисков. Используется в IT достаточно широко.
      Для того, чтобы начать применять этот метод, нужно проанализировать предмет доработки и описание реализации. Попытаться провести аналогии с ранее выполненными задачами с похожим скоупом. Определить риски и описать мероприятия по устранению этих рисков (что делаем, если сработал тот или иной риск).
      WM = (O + 4*BG + P) / 6
      BG (best guess) - Вероятное время, или средняя продолжительность выполнения аналогичной задачи, при условии, что вы выполните ее 100 раз.
      О (opitimistic) - Оптимистичное время выполнения задачи, если все пойдет хорошо. Т.е. если не наступил ни один из выявленных и зафиксированных рисков.
      Р (pessimistic) - Пессимистичное время выполнения задачи, если сработали все выявленные риски.
      WM (weighted mean) - взвешенное значение с учетом рисков и последствий воздействия негативных и позитивных факторов.
      SD (standard deviation) - стандартное отклонение, используемое для расчета вероятностей.
      Чего позволяет добиться метод трех точек:
      • Точности (используется 3 оценки вместо одной)
      • Повышения ответственности членов команды за оценку, поскольку они должны учитывать риски
      • Получить описание рисков в каждой задаче
Из собственного опыта: для учёта времени при планировании, полезно определиться и подсчитать - на что в общем случае уходит время тестировщика:
  • разгребание авгиевых почт и мессенджеров
  • вникание в ТЗ/ФТ Задачи
  • составление вопросов и ожидание ответов от Составителей ТЗ/ФТ
  • составление/актуализация/дополнение тест-кейсов к Задаче (в отсутствие Аналитиков)
  • подготовка/проверка предусловий/предустановок в Системе (в отсутствие Администраторов Системы)
  • тестирование Задачи
  • составление багрепортов по выявленным ошибкам/недочётам
  • ожидание фиксов по выявленным и зарепорченным ошибкам. (это время может идти параллельно, если затык по одной задаче - репортим и берём следующую пока та в режиме ожидания фиксов)
  • тестирование пофикшенных багов
  • оформление отчёта о тестировании
  • помощь коллегам по цеху, консультации с ними по рабочим вопросам
  • мероприятия внутри отдела тестирования - совещания, митинги, обучение, праздники и т.п.
  • мероприятия вне отдела тестирования - совещания по другим проектам, демонстрации, обучение, праздники и т.п.
Многое из перечисленного, помимо собственно анализа Задачи и ея тестирования, - может "съедать" значительную часть рабочего времени.
3. Тест дизайн и покрытие

Ресурсы

Суть

Проектирование тестов (test design) = этап проектирования и создания тест-кейсов (тестовых случаев, тестовых дел, case - юр. "дело"), в соответствии с определёнными ранее критериями качества и целями тестирования.
Роли, ответственные за тест дизайн:

  • Тест-аналитик -- определяет "ЧТО тестировать?"
  • Тест-дизайнер -- определяет "КАК тестировать?"

Техники тест дизайна

  • Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning - EP). Как пример, у вас есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, вы должны выбрать одно верное значение внутри интервала, скажем, 5, и одно неверное значение вне интервала - 0.
  • Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis - BVA). Если взять пример выше, в качестве значений для позитивного тестирования выберем минимальную и максимальную границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). Анализ Граничный значений может быть применен к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.
  • Причина / Следствие (Cause/Effect - CE). Это, как правило, ввод комбинаций условий (причин), для получения ответа от системы (Следствие). Например, вы проверяете возможность добавлять клиента, используя определенную экранную форму. Для этого вам необходимо будет ввести несколько полей, таких как "Имя", "Адрес", "Номер Телефона" а затем, нажать кнопку "Добавить" - эта "Причина". После нажатия кнопки "Добавить", система добавляет клиента в базу данных и показывает его номер на экране - это "Следствие".
  • Предугадывание ошибки (Error Guessing - EG). Это когда тест аналитик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы "предугадать" при каких входных условиях система может выдать ошибку. Например, спецификация говорит: "пользователь должен ввести код". Тест аналитик, будет думать: "Что, если я не введу код?", "Что, если я введу неправильный код? ", и так далее. Это и есть предугадывание ошибки.
  • Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing - ET) - это крайний случай. В пределах этой техники вы должны проверить все возможные комбинации входных значений, и в принципе, это должно найти все проблемы. На практике применение этого метода не представляется возможным, из-за огромного количества входных значений.

Тестовый случай

Тестовый случай (Test Case) = артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Пример оформления: http://www.protesting.ru/documentation/test_case_example.zip
Этимология слова case восходит к юридиспруденции. Case - дело, случай.
В тестировании мы, по-сути, с помощью тест-кейсов, предоставляющих нам свидетельства и факты, поддерживаем аргументы, обосновывая заявления в том что проверяемая Система, ПО или Продукт соответствуют требованиям.

(скачать схему в XML)

TBD

Уровни тестирования
(скачать схему в XML)

Модульное тестирование

Модульное тестирование (Unit testing) = тестирование одного модуля кода (обычно это одна функция или один класс в случае ООП-кода) в изолированном окружении. Это значит, что:
  • если код использует какие-то сторонние классы, то вместо них подсовываются классы-заглушки: моки и стабы. Stub’ы предназначены для получения нужного состояния тестируемого объекта, а Mock’и применяются для проверки ожидаемого поведения тестируемого объекта.
  • код не должен работать с сетью (и внешними серверами), файлами, базой данных (иначе мы тестируем не саму функцию или класс, а еще и диск, базу, ит.д.)

Обычно юнит-тест передаёт функции различные входные данные и проверяет, что она вернёт ожидаемый результат. Например, если у нас есть функция проверки правильности номера телефона, мы даём ей заранее подготовленные номера и проверяем, что она определит их правильно. Если у нас есть функция решения квадратного уравнения, мы проверяем, что она возвращает правильные корни (для этого мы заранее делаем список уравнений с ответами).
Выполняется разработчиками, зачастую методом автоматического тестирования.

Интеграционное тестирование

Интеграционное тестирование (Integration testing) = проверка связи между модулями (компонентами) кода, а также взаимодействия с различными частями системы (операционной системой, оборудованием либо связи между различными системами). Если проводить аналогии, например с тестированием авиадвигателя, то юнит-тесты - это тестирование отдельных деталей, клапанов, заслонок, а интеграционное тестирование - это запуск собранного двигателя на стенде.
Выполняется разработчиками, зачастую методом автоматического тестирования.

Системное тестирование

Системное тестирование (System testing) = процесс тестирования системы в целом с целью проверки того, что она соответствует установленным Спецификациям к Требованиям к ПО (SRS).
Удостовериться, что Система умеет принять какие-то данные от поставщиков, обработать их, передать данные потребителям, всё это в правильной последовательности и формате. Дальнейшая судьба данных нас не волнует. Главное - наша система работает правильно в правильном окружении.
При этом выявляются дефекты как: неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство использования и т.д.
Для минимизации рисков, связанных с особенностями поведения в системы в той или иной среде, во время тестирования рекомендуется использовать окружение максимально приближенное к тому, на которое будет установлен продукт после выдачи.
Выполняется тестировщиками ручным и автоматическим методами.

Приёмочное тестирование

Приёмочное тестирование (Acceptance testing) или Приёмо-сдаточные испытания (ПСИ) - формальный процесс тестирования, который проверяет соответствие системы Бизнес/Пользовательским требованиям и проводится с целью: определения удовлетворяет ли система приёмочным критериям, вынесения решения заказчиком или другим уполномоченным лицом принимается приложение или нет. Выполняется на основании набора типичных тестовых случаев и сценариев, разработанных на основании требований к данному приложению.
Выполняется тестировщиками ручным и автоматическим методами.

Сквозное тестирование

Сквозное тестирование (End-To-End, E2E или Chain testing) = проверять не только наше окружение, но и все взаимосвязанные системы, через которые проходят данные принимаемые или отправляемые нашей системой. А это, в свою очередь, означает, что мы должны будем совместить несколько таких "пирамид тестирования" между собой. E2E тестирование это не просто приёмка (пользовательское тестирование), которое будет выполнять заказчик, это выстраивание мостика, с учётом всех возможных ситуаций, по которому пойдёт заказчик и поведёт за собой в ногу пользователей.
Выполняется тестировщиками ручным и автоматическим методами.
Для сквозных сценариев используются с большой долей вероятности уже ранее разработанные тесты для каждой из систем, входящей в цепочку (сценарий) Бизнес-процесса. Можно все полные тестовые наборы компании представить в виде разреженной матрицы, где по столбцам распределены тесты для каждой системы (для простоты -- системные), а по строкам - бизнес-процессы. То есть для тех или иных бизнес-процессов надо выбрать\создать тесты, покрывающие бизнес-процесс, установить взаимосвязи. Если покрытия нет - это повод восполнить пробелы в тестовой модели, либо удостовериться, что качество обеспечивается другими уровнями тестирования (интеграционное тестирование, модульное тестирование, ревью кода и прогон его через анализаторы).

(скачать схему в XML)
Виды тестирования
Основные группы тестирования
функциональная группа
нефункциональная группа
тестирование связанное с изменениями (включают и функциональные и нефункциональные тесты)

Функциональные тесты базируются на функциях и особенностях, а также взаимодействии с другими системами, и могут быть представлены на всех уровнях тестирования: компонентном или модульном (Component/Unit testing), интеграционном (Integration testing), системном (System testing) и приёмочном (Acceptance testing). Функциональные виды тестирования рассматривают внешнее поведение системы.

Нефункциональное тестирование описывает тесты, необходимые для определения характеристик программного обеспечения, которые могут быть измерены различными величинами. В целом, это тестирование того, "Как" система работает.

Функциональное тестирование (functional testing)

Функциональное тестирование рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификаций функциональности компонента или системы в целом.

Функциональные тесты основываются на функциях, выполняемых системой, и могут проводиться на всех уровнях тестирования (компонентном, интеграционном, системном, приёмочном). Как правило, эти функции описываются в требованиях, функциональных спецификациях или в виде случаев использования системы (use cases).

Функциональное тестирование бывает:

  • "Позитивное" (positive testing) -- это тестирование на данных или сценариях, которые соответствуют нормальному (штатному, ожидаемому) поведению системы.
    Основной целью "позитивного" тестирования является проверка того, что при помощи системы можно делать то, для чего она создавалась.
  • "Негативное" (negative testing) -- это тестирование на данных или сценариях, которые соответствуют нештатному поведению тестируемой системы - различные сообщения об ошибках, исключительные ситуации, "запредельные" состояния и т.п.
    Основной целью "негативного" тестирования является проверка устойчивости системы к воздействиям различного рода, валидация неверного набора данных, проверка обработки исключительных ситуаций (как в реализации самих программных алгоритмов, так и в логике бизнес-правил).

Позитивное тестирование является гораздо более важным, но это не означает, что "негативными" тестами можно пренебречь.

Подробнее о позитивном/негативном тестировании: https://www.guru99.com/positive-vs-negative-testing.html

Тестирование безопасности (security and access control testing)

Тестирование безопасности - это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.

Сканирование на предмет наличия уязвимостей (Vulnerability Scanning): Выполняется с помощью специальных программ-сканеров уязвимостей.

Сканирование безопасности (Security Scanning): Включается в себя идентификацию сетевых и системных недостатков (слабых мест), а затем предоставляет решения для сокращения таких рисков. Сканирование может выполняться как в ручном так и автоматическом режимах.

Тест на проникновение (Penetration testing): симулирует нападение злоумышленника. Это тестирование включает анализ конкретной системы с целью проверить потенциальную уязвимость к внешним попыткам взлома.

Оценка риска (Risk Assessment): включает в себя анализ рисков безопасности, наблюдаемых в организации. Риски классифицируются как слабые (low), средние (medium) и высокие (high). Этот вид тестирования рекомендует методы контроля и снижения рисков.

Тестирование производительности (performance testing) или нагрузочное тестирование (load testing)

Тестирование производительности = автоматизированное тестирование, имитирующее работу определённого количества пользователей на каком-либо общем (разделяемом ими) ресурсе. Задачей тестирования производительности является определение масштабируемости приложения под нагрузкой, при этом происходит:
  • измерение времени выполнения выбранных операций при определенных интенсивностях выполнения этих операций
  • определение количества пользователей, одновременно работающих с приложением
  • определение границ приемлемой производительности при увеличении нагрузки (при увеличении интенсивности выполнения этих операций)
  • исследование производительности на высоких, предельных, стрессовых нагрузках

Стрессовое тестирование (stress testing) = тестирование приложения под экстремальными нагрузками, определение способности обрабатывать высокий уровень траффика или обработки данных. Целью является определить переломную точку приложения.

Задачей тестирования стабильности (stability) / надежности (reliability) - является проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки. Время выполнения операций может играть в данном виде тестирования второстепенную роль. При этом на первое место выходит отсутствие утечек памяти, перезапусков серверов под нагрузкой и другие аспекты влияющие именно на стабильность работы.

Тестирование выносливости (endurance testing) = убеждение в том, что приложение может безопасно находиться под высокими нагрузками долгий период времени.

Объёмное тестирование (volume testing) = получение оценки производительности при увеличении объёмов данных в базе данных приложения.

Тестирование удобства использования (usability testing)

Тестирование удобства пользования - это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, "обучаемости", понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. [ISO 9126]

Удобство (User Friendliness):
  • управление и работа с системой организованы очевидным образом, нет необходимости в специальном обучении;
  • эстетичность расположения и внешнего вида содержимого, цветов, иконок;
  • наличие раздела справки;
Эффективность (Efficiency):
  • сколько времени и шагов понадобится пользователю для завершения основных задач приложения, например, размещение новости, регистрации, покупка и т.д.? (меньше -- лучше);
  • универсальность формата окон/страниц в приложении/веб-сайте;
Правильность (Accuracy):
  • нет грамматических, синтаксических ошибок, не выводятся устаревшие или неверные данные;
  • нет битых ссылок;

Тестирование на отказ и восстановление (failover and recovery testing)

Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети). Целью данного вида тестирования является проверка систем восстановления (или дублирующих основной функционал систем), которые, в случае возникновения сбоев, обеспечат сохранность и целостность данных тестируемого продукта.
Тестирование на отказ и восстановление очень важно для систем, работающих по принципу "24x7", например интернет-магазины, ERP-системы.

Объектом тестирования в большинстве случаев являются весьма вероятные эксплуатационные проблемы, такие как:
  • отказ электричества на машине-сервере;
  • отказ электричества на машине-клиенте;
  • незавершенные циклы обработки данных (прерывание работы фильтров данных, прерывание синхронизации);
  • объявление или внесение в массивы данных невозможных или ошибочных элементов;
  • отказ носителей данных.

Тестирование графического пользовательского интерфейса (GUI testing)

  1. проверить для всех элементов GUI размеры, позицию и принятие букв и цифр. Например, во всех полях ввода возможно производить ввод
  2. удостовериться, что графический интерфейс позволяет полностью реализовать весь функционал приложения
  3. проверить верность отображения предупреждающий сообщений и сообщений об ошибках
  4. проверить читабельность шрифтов, используемых приложением, их выравнивание, цвет
  5. проверить отображение и расположение изображений
  6. проверить расположение элементов интерфейса при различных разрешениях экрана
  7. ...
Что почитать на тему:

Тестирование совместимости (compatibility testing)

Аппаратное обеспечение: совместимость с различными аппаратными конфигурациями.
Операционные системы: совместимость с различными операционными системами: Windows, *nix, Mac OS и т.д.
Программное обеспечение: совместимость с различным программным обеспечением. Например, MS Word совместим с MS Outlook, MS Excel, VBA и т.д.
Сеть: Оценка производительности системы в сети с изменяющимися параметрами, такими как пропускная способность, рабочая скорость, ёмкость. Проверка возможности применения приложения при различных вариантах значений этих параметров.
Браузер: проверка совместимости веб-сайта с основными по-популярности: Firefox, Google Chrome, Internet Explorer, Opera, Safari.
Устройства: совместимость с различными устройствами: принтерами, сканерами, средствами беспроводной связи, USvoid-устройствами.
Мобильные устройства: совместимость с мобильными платформами, такими как Android, iOS и т.д.
Версии программного обеспечения: совместимость с различными версиями программного обеспечения. Например, совместимость Microsoft Word с Windows 10, Windows 8, Windows 7, Windows XP, Windows XP SP2 и т.д.
Что почитать на тему:

Дымовое тестирование (Smoke testing)

Дымовые тесты выполняются каждый раз, когда мы получаем новый билд (версию), проекта (системы) на тестирование, при этом считая её относительно нестабильной. Нам нужно убедиться что критически важные функции Приложения/Системы работают согласно ожиданиям. Идея данного вида тестирования заключается в том, чтобы выявить серьёзные проблемы как можно раньше, и отклонить этот билд (вернуть на доработку) на раннем этапе тестирования, чтобы не углубляться в долгие и сложные тесты, не затрачивая тем самым время на заведомо бракованное ПО.

Ре-тест (Re-test)

Проводится в случае, если фича/функциональность уже имела дефекты, и эти дефекты были недавно исправлены.

Санитарная проверка (Sanity check)

Используется каждый раз, когда мы получаем относительно стабильный билд ПО, чтобы определить работоспособность в деталях. Иными словами, здесь проходит валидация того, что важные части функциональности системы работают согласно требованиям на низком уровне.

Регрессионное тестирование (regression testing)

Это то, что занимает львиную долю времени и для чего существует автоматизация тестирования. Проводится регрессионное тестирование Приложения/Системы тогда, когда нужно убедиться что новые (добавленные) функции приложения / исправленные дефекты не оказали влияния на текущую, уже существующую функциональность, работавшую (и протестированную) ранее.

Пример, разъясняющий разницу между тестами после изменений

У нас есть веб-сервис с пользовательским интерфейсом и RESTful API. Будучи тестировщиками, мы знаем:

  • Что у него есть 10 точек входа, для простоты, в нашем случае расположенных на одном IP
  • все они принимают GET-запрос на вход, возвращая какие-либо данные в формате json

Тогда можно сделать ряд утверждений о том, какие типы тестов нужно использовать в какой момент времени:

  • Выполнив один простой GET-запрос к одной из этих точек входа. Если от сервиса пришёл ответ в формате JSON, т.е. не вернул ошибку 4хх или 5хх или что-то невнятное, то он не "задымился". На этом можно сказать что "дымный" тест пройден. Для проверки того, что работает так же и UI достаточно просто один раз открыть страницу в браузере.
  • Санитарное тестирование в данном случае будет состоять из выполнения запроса ко всем 10 точкам входа в API.
  • Ре-тест в данном примере это точечная проверка что, к примеру, сломавшаяся точка входа в API следующем билде отрабатывает как задумывалось.
  • Регрессионные тесты будут состоять из Smoke + Sanity + UI выполняемые вместе в одной куче:
    • Выполнения запроса ко всем 10 точкам входа в API, сверкой полученного JSON с ожидаемым, а так же наличием требуемых данных в нём
    • проверить что добавление 11-ой точки входа не поломало, к примеру, восстановление пароля.

Пример регрессионного тестирования для условного банка

(скачать схему в XML)
Методы: ручное и авто

Ручное (manual testing) = выполнение тестировщиком тестовых сценариев и тестовых случаев вручную.

К автоматизации тестирования (automation testing) существуют следующие основные подходы:
  • тестирование на уровне кода -- модульное тестирование (unit testing). Это тестирование одного модуля кода (обычно это одна функция или один класс в случае ООП-кода) в изолированном окружении. Это значит, что если код использует какие-то сторонние классы, то вместо них подсовываются классы-заглушки (моки и стабы). Код не должен работать с сетью (и внешними серверами), файлами, базой данных, иначе мы тестируем не саму функцию или класс, а еще и диск, базу, и т.д.
  • тестирование API. API - это набор функций, которые можно вызывать, чтобы получить какие-то данные.
    Например, у Яндекс.Карт есть API геокодера. Отправив к нему запрос с географическим адресом, ты можешь получить координаты точки (и наоборот), а у Центробанка есть API, которое возвращает официальный курс валют в заданный день.
    Если у твоего приложения есть API, то можно тестировать его, посылая заранее подготовленные запросы и сравнивая пришедший ответ с ожидаемым.
  • тестирование пользовательского интерфейса - (GUI-тестирование). Имитация действий пользователя с помощью специальных тестовых фреймворков.

Некоторые инструменты для автоматизации тестов

Полезные статьи

Баг-репорт

Баг репорт (bug report) - документ, описывающий ситуацию или последовательность действий приведшую к некорректной работе объекта тестирования, с указанием причин и ожидаемого результата. Составлять надо так, чтобы прочитав короткое описание бага (Bug Summary), разработчик понял в чём соль проблемы, а прочитав детальное описание бага (Bug Description) он примерно представлял в каких строках кода ему надо искать ошибку.

Значимость/серьёзность (severity) ошибок
0 остановка системы server down остановка работы системы
1 Потеря данных data loss Потеря пользовательских, операторских, системных данных
2 Потеря функциональности functional loss Блокирование основной функциональности. Могут включать в себя нефункциональные проблемы, например связанные с производительностью, которые вызывает неприемлимые задержки в использовании функций
3 Дыра в безопасности security loss
4 Потеря функциональности с наличием обходного пути functional loss but alternate path exists Блокирование основной функциональности, но для пользователя существует разумный обходной путь
5 Частичная потеря функциональности partial functionality loss Блокирование использования некоторой несущественной функциональности
6 Косметическая ошибка cosmetic error Значительные недостатки в пользовательском интерфейсе или в способности системы реагировать на запросы пользователя

Тестировщики должны защищать качество и мнение пользователей о системе. Но они не должны это делать, выступая в качестве соперников программистов, выдвигая претензии личного характера или в неконструктивной манере. Предпочтительнее, если мы будем это делать путём, объединяющим реалии бизнеса с системной разработкой и сопровождением.

Правила оформления subject (темы/названия) баг-репорта:
"Catalog Editor: Remove - ask user to delete catalog if user removed all products from catalog" - правильное православное кошерное халяльное название.
"Organizer", "Catalog properties page" - за такие названия тасков всего 400 лет назад отправляли на костёр.
Структура правильного названия таска:
<Где (название страницы)> : <Какой элемент/функция страницы> - <суть ошибки/задания>
Образцы:
Catalog Editor: Copy - not all existing catalogs shown in "select catalog" combobox
Catalog Library -> Duplicate Catalog - If 'Use audience' option is marked, 'Shared with' data must be copied to the new catalog

Шаблон структуры баг-репорта:
DO: ("ДЕЙСТВИЯ", "ШАГИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ")
Укажите последовательность действий, поведайте - что именно было сделано вами для достижения того состояния системы, при котором вы столкнулись с ошибкой

RESULT: ("РЕЗУЛЬТАТ:")
Опишите последствия ваших действий, расскажите, что случилось, когда достигнута "точка невозвращения" и как баг проявляет себя

EXPECTED RESULT: ("ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:")
Описание ожидаемого поведения системы при прохождении пользователем шагов, указанных в "DO". Ожидаемый результат должен соответствовать требованиям заказчика описанным документации либо здравому смыслу. Разработчик должен знать что ему надо сделать.

ADDITIONAL INFO: ("ДОПИНФО:")
Чтобы сделать хороший баг-репорт отличным - используйте любую возможность дополнить его, как то:
- Добавьте скриншоты (отметив на них, если нужно, важные места).
- Добавьте лог сервера или текст сообщения об ошибке (если эти сведения доступны).
- Добавьте свои соображения и предположения по поводу встреченного бага (коротко, если таковые имеются).


Пример баг-репорта: bug report example
Что почитать на тему:
Шаблоны документов
Метрики по обеспечению качества

Метрика (QA metric) - это количественный масштаб и метод, который может использоваться для измерения.

Введение и использование метрик необходимо для улучшения контроля над процессом разработки, в частности над процессом тестирования.

Цель контроля тестирования состоит в получении обратной связи и визуализации процесса тестирования. Необходимую для контроля информацию собирают (как в ручную, так и автоматически) и используют для оценки состояния и принятия решений, таких как покрытие (например, покрытие требований или кода тестами) или критерии выхода (например, критерии окончания тестирования). Метрики, также могут быть использованы для оценки прогресса выполнения запланированных работ и освоения бюджета.

Для наглядности можно сгруппировать метрики по типам сущностей, участвующих в обеспечении качества и тестировании программного обеспечения, а именно:

  • Метрики по тестовым случаям
  • Метрики по багам / дефектам
  • Метрики по задачам

Метрики по тест-кейсам

Название Описание
Passed/Failed Test Cases Метрика показывает результаты прохождения тест-кейсо, а именно отношение количества удачно пройденных к завершившимся с ошибками. В идеале, к концу проекта, количество провальных тестов стремиться к нулю
not runned yet Test Cases Метрика показывает количество тест-кейсов, которые еще необходимо выполнить в данной фазе тестирования. Имея данную информацию, мы можем проанализировать и выявить причины, по которым тест не были проведены

Метрики по багам

Название Описание
Opened/Closed Bugs Метрика показывает отношение количества открытых багов к закрытым (исправленным и перепроверенным)
Reopened/Closed Bugs Метрика показывает отношение количества переоткрытых багов к закрытым (исправленным и перепроверенным)
Rejected/Opened Bugs Метрика показывает отношение количества отклоненных багов к открытым
Bugs by Severity Количество багов по серьезности
Bugs by Priority Количество багов по приоритету

Метрики "Open/Closed Bugs", "Bugs by Severity" и "Bugs by Priority" хорошо визуализируют степень приближения продукта к достижению критериев качества по багам.
Метрики "Reopened/Closed Bugs" и "Rejected/Opened Bugs" направлены на отслеживание работы отдельных участников групп разработки и тестирования.

Метрики по задачам

Название Описание
Deployment tasks Метрика показывает количество и результаты установок приложения. В случае, если количество отклоненных командой тестирования версий будет критически высоким, рекомендуется срочно проанализировать и выявить причины, а также в кротчайшие сроки решить имеющуюся проблему.
Still Opened Tasks Метрика показывает количество все еще открытых задач. К окончанию проекта все задачи должны быть закрыты. Под задачами понимаем следующие виды работ: написание документации (архитектура, требования, планы), имплементация новых модули или изменение существующих по запросам на изменения, работы по настройке стендов, различные исследования и многое другое.

Метрики по задачам могут быть разные, мы привели лишь две из них. Также интересна может быть метрика по времени выполнения задач и многие другие.

Подбор тестировщиков

При найме на работу мы должны ответить на вопрос "Способен ли этот человек помочь нам проверять качество программных продуктов?". Этот вопрос отличается от вопросов: "Может ли этот человек писать код?" или "Понимает ли этот человек бизнес-задачи, которые решает система?", - хотя квалифицированный тестировщик часто должен и иметь технические знания, и разбираться в предметной области.

Самое главное для нанимаемого тестировщика:
  • желание учиться
  • самостоятельность
  • неконфликтность и гибкость. Тестировщики должны стремиться отстаивать и защищать качество разумно и в пределах бизнес-контекста, но делать это твердо и убедительно. Если тестировщик готовит отчет об ошибке, который не нравится разработчику, и сталкивается с противостоянием "несчастного" программиста, ему не нужно склонять голову, класть руки в карманы и смиренно бормотать: "Хорошо-хорошо, я думаю, что отзову этот отчет об ошибке". Вместо этого тестировщик должен выпрямить спину, выслушать аргументы программиста и затем сказать что-то вроде этого: "Да, но если бы я был заказчиком и увидел такое поведение системы, у меня не было бы поводов для восторга". Твердый, но гибкий характер является требованием к хорошему тестировщику.
  • способность к напряжённой и сконцентрированной работе. Должно быть понимание ключевых приоритетов и нацеливание тестирования на следование им. Это трудно сделать, поскольку приоритеты часто меняются. Есть тестировщики, которые из-за неспособности концентрировать своё внимание испытывали трудности в выполнении поставленных перед ними задач на должном уровне качества и в надлежащие сроки. Хотя они обладали хорошими знаниями в тестировании, этот единственный пробел в их характере ограничивает их потенциал. тестировщики должны сообщать плохие новости группе разработки. Тестировщик время от времени сталкивается с сопротивлением и защитной реакцией, выступая в роли гонца с плохой новостью. Оба этих явления порождают дополнительные стрессы в жизни тестировщиков. Хорошие тестировщики заставляют себя работать в условиях недооценки и плохого понимания их роли со стороны других участников проекта.

Не менее важным является выяснение намерений нанимаемого тестировщика - в каком направлении он планирует развиваться как специалист, что он хотел бы изучить. Одно дело, когда его интересует рост в области тестирования, а другое дело, когда он планирует перейти в программирование.

Лучшие начинающие тестировщики делятся на следующие категории:
  • студенты или недавние выпускники технических ВУЗов;
  • специалисты, выбравшие новый путь продолжения карьеры, в том числе уволенные в запас военные;
  • бывшие специалисты по технической поддержке.

В некоторых компаниях существует практика использования группы тестирования как места, где новые сотрудники, в частности, имеющие намерения заниматься программированием, проводят некоторый период времени. Есть мнение, что такой подход полезен для компании в целом, но есть три замечания.

Во-первых, этот подход способствует увеличению знания предметной области и технической экспертизы, что является ключевым фактором эффективного тестирования, но сводит к минимуму навыки, относящиеся именно к тестированию.

Во-вторых, довольно сложно убедить тестировщика, планирующего быть разработчиком,повышать навыки тестирования, поскольку рост этих навыков не соответствует его карьерным устремлениям.

В-третьих, непрерывная текучка в группе тестирования добавляет новые проблемы тест-менеджеру, который и без того достаточно занят. Чтобы заставить этот подход работать, поиском решения этих проблем должен заниматься не только тест-менеджер, а вся компания совместно.

Четвёртая проблема, строго не относящаяся только к этой практике, но возникает всегда, когда группа тестирования становится тихой заводью или болотом для сотрудников, отвергнутых другими подразделениями компании. Это, естественно, наиболее проблемная ситуация для ведущего тестировщика или тест-менеджера при построении группы тестирования. Неявным посылом здесь является "Здесь нужно работать с людьми, которые считаются нежелательными по разным причинам; нужно проводить тестирования в сложившихся условиях". Некоторые из этих людей превращаются в отличных тестировщиков, в том время как другие оказываются источником неисчерпаемых проблем.

Для поддержания мотивации работа, которую выполняет каждый тестировщик, должна соответствовать его карьерным устремлениям.