# БИБЛИОТЕКА Статистика Redmine Управление Критическая цепь Требования и IT Системная инженерия Стейкхолдеры Информация Социальные связи Экономика и общество Саморазвитие Логика, интеллект Сумма технологии ТЕСТИРОВАНИЕ Книги и ссылки QA и QC Цикл тестирования Тест план Тест-дизайн и покрытие Баг-репорт Уровни тестирования Виды тестирования Шаблоны документов XPATH Безопасность Нагрузочное Android Автоматизация Selenium WebDriver Генератор ИНН и т.п. РАЗРАБОТКА Ресурсы Цикл разработки ПО Continuous Integration OOP - базис Frontend HTTP/REST основы Apache web-server Регулярные выражения git Javascript Perl Python Полезности в Windows LINUX Ресурсы права, юзеры и группы crontab IP tables SSH консоль (терминал) tips & tricks useful apps БАЗЫ ДАННЫХ SQL MongoDB
Эта страница:
- Ссылки и документы - Записки - Основные понятия - Системное видение - 25 обязательных практик (processes) ISO 15288 - Жизненный цикл системы - The generic system development process - Требования
Ещё в этом разделе:
БИБЛИОТЕКА Системная инженерия Требования и IT Управление Критическая цепь Стейкхолдеры Информация Саморазвитие Логика, интеллект Социальные связи Экономика и общество Сумма технологии
Другие разделы:
# MONGO DB SQL РАЗРАБОТКА БИБЛИОТЕКА LINUX ТЕСТИРОВАНИЕ
Системная инженерия
Ссылки и документы
Записки

Контринстинктивность/контринтуитивность в мышлении.

Люди обычно проникают вглубь вещей, обычно на один шаг, один уровень.

Системный инженер проникает "внаружу вещей", смотрит вверх, вовне.

PBS - plan breakdown structure

Функция как поведение объекта для какого-то назначения.

Функциональные объекты существуют в тот момент, когда какие-то физические объекты играют их роль

За целостность функции отвечает Инженер по требованиям. Инженер по требованиям находит требования.

За целостность конструкции отвечает Архитектор. Архитектор думает как требования удовлетворить. Для этого Архитектор должен досконально знать свою предметную область.

Основные понятия

Системная инженерия (systems engineering) -- наука о создании крупных комплексных систем, которые соответствуют определенному набору экономических и технических требований. Системная инженерия -- междисциплинарный подход, определяющий полный набор технических и управленческих усилий, необходимых для преобразования совокупности потребностей клиента, ожиданий и ограничений в решения и для поддержки этих решений на протяжении их жизни.
Системная инженерия занимается тем, что система удовлетворяет требованиям заказчика, может быть сооружена в оговорённые сроки и попадёт в бюджет.

Основные понятия:
  • система (system) -- совокупность (комбинация) взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей.
    • Целевая система (system of interest)
    • Обеспечивающая система (enabling system). Это та система, которая берёт Целевую систему за шкирку и тащит её по жизненному циклу (lifecycle).
    • Система в операционном (эксплуатационном) окружении (system in operational environment) - системы, которые непосредственно связаны с целевой системой, с выполнением ею своей функции
  • интерес (concern) в значении "забота"
  • стейкхолдер (stakeholder)
соответствуют основным понятиям, введённым международным стандартом процессов жизненного цикла ISO/IEC 15288:2008 Systems and software engineering - System life cycle processes.

Система определяется как иерархия холонов - холархия. Холон - это что-то, что является одновременно целым для своих частей и само является частью для какого-то объемлющего целого. Система - это холон, у которого есть появляющиеся (emergent) свойства, получающиеся от взаимодействия его частей. Эмерджентность - это главное свойство системы: "целое больше, чем сумма его частей" (синергия).

О системе говорят в терминах функции. Систему задаёт функция, а не конструкция. В функции главное - назначение.

Один и тот же объект может выполнять разные функции, принадлежать разным системам. Один и тот же человек в одной системе - преподаватель, а в другой системе - муж жены.
Одна и та же конструкция может выполнять разные функции Ф1..Фn. Например, один и тот же камень может быть якорем, а может быть подпоркой.
Одна и та же функция может поддерживаться различными вариантами конструкций, К1..Кn. Например, в системе водоснабжения может использоваться одна марка насоса, а может другая.
Это есть дуализм - система представляет из себя пару из Функции и Конструкции.

( скачать схему в XML )

Стадии систем во времени:

Системное видение

Воображение системного инженера одновременно зажигает три экрана: надсистемы (группа деревьев), системы (дерево), подсистемы (лист дерева).
Иногда включаются и другие экраны: наднадсистема (лес) и подподсистема (клетка листа).
А главное — все это видно в развитии, потому что работают боковые экраны, показывающие прошлое и будущее на каждом уровне.

( скачать схему в XML )

Один из методов изобретательства - сделать заранее. Т.е., зная что система из одного состояния перейдёт в другое - подчас дешевле произвести необходимые манипуляции в её "молодом возрасте".

В процессе развития каждой системы неизбежен этап "динамизации" - переход от жёсткой, неменяющейся структуры к структуре гибкой, поддающейся управляемому изменению.

Первая группа законов развития технических систем - статика - относится к критериям жизнеспособности новых технических систем.
Необходимыми условиями принципиальной жизнеспособности технической (как и биологической!) системы являются:

  1. наличие и хотя бы минимальная работоспособность ее основных частей;
  2. сквозной проход энергии через систему к ее рабочему органу;
  3. согласование собственных частот колебаний (или периодичности действия) всех частей системы.

Вторая группа законов развития технических систем - кинематика характеризует направление развития независимо от конкретных технических и физических механизмов этого развития.
Все технические системы развиваются:

  1. в направлении увеличения степени идеальности;
  2. в направлении увеличения степени динамичности;
  3. неравномерно — через возникновение и преодоление технических противоречий, причем чем сложнее система, тем неравномернее и противоречивее развитие ее частей;
  4. до определенного предела, за которым система включается в надсистему в качестве одной из ее частей; при этом развитие на уровне системы резко замедляется или совсем прекращается, заменяясь развитием на уровне надсистемы.

Нельзя автоматически переносить закономерности, выявленные на техническом материале, на социальные системы — сначала нужно собрать свой фонд, выявить решения высоких уровней, проделать обобщения и т. п.

25 обязательных практик (processes) ISO 15288
Предприятия
(enterprise processes)
Проекта
(project enabling processes)
Технические
(techincal processes)
Контрактации (соглашения):
  1. закупки
  2. поставки
  1. управление моделью жизненного цикла
    (life cycle model management)
  2. управление инфраструктурой предприятия
    (infrastructure management)
  3. управление портфелем проектов / программой
    (project portfolio management)
  4. управление ресурсами (персоналом)
    (human resource management)
  5. управление качеством
    (quality management)
    Управление проектами:
  1. планирование проекта
    (project planning)
  2. оценки и контроля проекта
    (project assessment and control)

  3. Поддержка проектов:
  4. управление принятием решений
    (decision management)
  5. управление рисками
    (risk management)
  6. управление конфигурацией
    (configuration management)
  7. управление информацией
    (information management)
  8. измерение
    (measurement)
  1. определение требований
    (stakeholder requirements definition)
  2. анализ требований
    (requirements analysis)
  3. проектирование архитектуры
    (architectural design)
  4. реализация (изготовление) элементов
    (implementation, production)
  5. комплексирование (сборка)
    (integration)
  6. проверка функциональности
    (functional verification)
  7. передача в эксплуатацию
    (transition)
  8. приёмка требований
    (requirements validation)
  9. функционирование / эксплуатация
    (operation)
  10. обслуживание
    (maintenance)
  11. изъятие и списание / вывод из эксплуатации
    (disposal)
== Обеспечивают ==>

Технические практики проектирования

Жизненный цикл системы

читать/скачать DOC - Подход системной инженерии к управлению жизненным циклом. + Раскрытие понятий.

V-диаграмма как принципиальная схема ЖЦ

V-диаграмма показывает декомпозицию системы по системным уровням:

Виды жизненных циклов, модели

Водопад: Спираль: Спираль - с методом гибкой (agile) работы, SCRUM, использующийся в разработке ПО

Фазы жизненного цикла системы в разрезе деятельностей

Так называемая "горбатая диаграмма" (hump diagram):
The generic system development process
Требования
Инженерия требований

Требования можно разбить на три категории (или класса):

  • Исходные требования. Это такие требования, которые вы получаете от заказчиков или других заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Они могут быть пространными и общими, детализированными и специфическими, полными и фрагментированными, - в большинстве случаев, в них есть всего понемногу. Как принято говорить, "когда дело доходит до требований, заказчик не приемлет никаких правил – вы получаете то, что получаете".
  • Целевые или бизнес требования. Это требования, определяющие контекст, в котором система будет функционировать, — но не то, что именно она делает, а ее роль, которую она играет в глобальном окружении. Скажем, для проектируемого квадрокоптера это будет описание миссий, для которых он будет предназначаться. Для нового смартфона бизнес требования могут определять, каким образом он будет функционировать в инфраструктуре конкретного мобильного оператора.
  • Системные/подсистемные требования. Эти требования определяют то, что система должна иметь возможность делать. Они берут свое начало на высоком системном уровне, затем анализируются и декомпозируются, чтобы образовать требования для подсистем уровнем ниже. Они могут выражаться в простых формах ("система должна..."), либо изображаться в виде моделей и диаграмм.

Умения инженера по требованиям

  • быть лидером (leadership) - упаковывать живых тушек с личными интересами в культурно-обусловленные позиции. Работает с людьми
  • быть социотехником - найти и извлечь все требования из человека в позиции . Работает с диаграммами целеполагания (early requirements engineering). Работает с безличными группами людей.
  • быть инженером - понимать архитектуру, разбираться в инженерных обоснованиях, читать чертежи.