Мясник — рубить скот на мясо+шкуры и продавать. Например, покупаем дешёвых (30-40 денариев) кабанов/овец, выходим из города, открываем инвентарь, клацаем на животное, наклацываем на иконку мясницкого ножа, возвращаемся в город и продаём шкуры и мясо.
Кабан = 1 x Мясо + 1 x Шкура
Овца = 2 x Мясо + 1 x Шкура
Корова = 6 x Мясо + 2 x Шкура
Купи дешевле — продай дороже. Купил Пиво по 38-45, продал по 60-150.
Купил Инструменты (на севере в Баттании или Стургии) по 50-65, продал по 90-250 (в пустыне, например, некоторых городах запада и центра).
Каждое прохождение довольно индивидуально, походите по городам, посмотрите что где почём.
Основная проблема торговли это соблюсти баланс грузоподъёмности и скорости отряда, важно учитывать:
ЕСЛИ вес всего вашего инвентаря отряда > максимальной вместительности, ТО получаете ДЕбафф к скорости отряда "Перегрузка";
ЕСЛИ число животных > числа воинов в отряде (включая вас), ТО получаете ДЕбафф к скорости отряда "Стадо";
каждый воин-кавалерист в отряде даёт бафф к скорости отряда.
1 пеший воин + Ездовое животное = небольшой бафф к скорости отряда.
чем больше численность отряда, тем меньше Базовая скорость отряда;
перемещение по пустыням и лесам накладывает ДЕбаффы к скорости, которые могут быть снижены или обнулены как вашей народностью так и изученными перками.
Захват Тупика/Подворотни/Переулка в городах и получение криминального дохода.
Захват происходит в режиме "Прогулка по городу", (вместе со спутниками) находите бандитский закуток, провоцируете разговором любого бандита, вырезаете всю шайку (3-8 бандитов).
Что требуется по минимуму для успешного удержания района:
Спутник с 30+ Мошенничества, он будет "рулить" районом;
5 (лучше 10) солдат в помощь такому спутнику.
Важно:
Захват района происходит в ГРАЖДАНСКОЙ экипировке;
Факт захвата района даёт неплохой ++ к опыту в Мошенничестве;
Юниты (в т.ч. спутник-главарь), держащие район, НЕ требуют ежедневной платы;
Бандитский доход = 2% от благополучия Города в сутки. Например, при благополучии 4600, вы будете получать 92 денария / сутки;
Спутник-главарь ежедневно получает неплохой + к опыту в Мошенничестве;
Контролируя район, вы ежедневно получаете небольшой + к опыту в Мошенничестве. Чем больше районов — тем больше опыта;
Защита района происходит в ВОЕННОЙ экипировке. Нападение на ваш район происходит примерно раз в месяц, у вас есть 7-9 дней, чтобы добраться до города с районом и защитить его. Происходит в виде драки против 10+ бандитов противника в городской застройке;
Факт успешной защиты района от посягательств другой банды даёт очень большой +++ к Мошенничеству;
Каждую неделю ваш район "производит" несколько бандитских юнитов, которых можно получить в отряд, поговорив со спутником-главарём. Однако, в первую очередь этими бандитскими юнитами пополняется сам район (соседние банды потихоньку уничтожают ваших бандитов), а уже "остатки" доступны к найму;
НЕЛЬЗЯ захватить более 1 района в городе. Остальные районы можно лишь зачистить от бандитов, это отстрачивает нападение на ваш район.
Победа на турнирах, где приз это лошадь. Хорошие лошади стоят от тысяч до десятков тысяч денариев. Выиграл, например, тьяльскую лошадь, продал за 13000 — плохо чтоль, хорошо. Награда на турнирах тем выше, чем большее число лордов находится в цитадели города, вероятность такого стечения лордов выше в "проходных" городах типа Эпикротеи, Маруната и др.
Чтобы понимать, проходит ли в городе турнир, не обязательно заходить в него и клацать меню. Иконка золотого шлема у названия города = признак турнира.
Уничтожение бандитских шаек. ЕСЛИ шайка НЕ состоит на 100% из лучников, то можно уничтожать даже водиночку. Для этого вкачивем умения Верховая езда + Лук, берём лук и 2-3 колчана стрел хотя бы чуть лучше самых донных. Кроме того, за нанесение урона и убийства дают очень много опыта лично вам, так что левелёжка пойдёт быстро. Вообще не стоит брезговать уничтожением шаек из 20-40 пеших бандитов водиночку, на протяжении всей игры это даёт очень большое количество опыта для левелёжки, круче только может быть осада.
ЕСЛИ есть отряд в 10-16 воинов, ТО выполнение мелких заданий в деревнях и городах;
ЕСЛИ есть отряд в 9+ воинов, ТО очистки бандитских логов и продажа добычи;
Запуск караванов со спутниками/родственниками с хоть сколько прокачанной Торговлей. Но запуск каравана это требует наличия 15000 денариев; я всегда запускаю за 22000, чтобы охрана была максимально возможной.
Ковать оружие заказчикам в городах.
Для достижения сколько-нибудь значимых результатов требует вложения:
Очков Внимания в умение "Кузн. дело";
прокачку умения "Кузн. дело" до ~100 (стабильно хороший заработок начнётся на ~150);
времени на отдых между ковкой;
дешёвого трофейного/покупного оружия на переплавку для получения ресурсов и изучения частей оружия;
денариев на покупку Твердой древесины (уйдут тысячи!) и Железной руды.
Древесина дешевле всего в Баттании (городах Сеонон, Кар Бансет и их деревнях)
, ещё недорого бывает в городе Эпикротея и её деревне с лесопилкой
, а также в дальней части Хузаитского ханства, города типа Ортонгарда и Макеба
Служить наёмником у Королевств.
Даётся некоторая фиксированная ежедневная ставка (100-200 денариев) и хороший бонус за активные боевые действия. При отряде в 100+ и регулярных боевых действиях бонус может достигать 2000-10000 денариев / день и даже больше (при интенсивных боевых действиях).
Для неплохо результативных (и в плане лута тоже) боевых действий для начала достаточно отряда в 80-100 воинов 2-4 уровня прокачки.
Можно носиться по карте и ураганить самостоятельно, нападая на отряды величиной <=110, а можно (в чём-то даже выгоднее) ходить в составе армии Королевства, участвуя в осадах-штурмах. При разгроме вражеской армии размером в 1000+ солдат даётся высококачественный (и дорогой) лут, даже если вам достанется лишь 1-10% от общей добычи.
Как повысить отношение персонажей к себе
выполнять задания персонажей;
выручать их в битвах против общих врагов;
отпускать на свободу после того как победил его (там выбор "отпустить" / "взять в плен");
всяческие перки из умения Обаяние, типа "повышение вероятности улучшения отношений со случайным лордом в поселении при заходе в оное".
выполнение кузнечных заказов ремесленников / лордов при выученном перке "Опытный кузнец" / "Стальных дел мастер 3" (Кузн. дело 100)
Осада-штурм
Чем больше у штурмующих Отрядов, тем лучше, ибо навыки Инженерного дела командиров Отрядов как бы складываются с твоими, и вы быстрее строите осадные машины (я использую требушеты).
Сиречь, штурмовать Армией (из 2+ Отрядов) проще чем одним своим Отрядом.
Запасти в отряде побольше еды, осада может быть долгой.
У осажденных постепенно заканчивается еда, и гарнизон становится весь раненый. Но это не касается ополчения, оно всегда сытое.
Т.о., очень желательно, чтобы твои запасы еды были > запасов еды осаждённых.
Следует помнить, что если ты ведёшь Армию, и у кого-то из Отрядов Армии закончилась еда, то еда будет выделяться из твоего Отряда, а ты взамен будешь получать влияние.
ЧТОБЫ УСПЕШНО ШТУРМАНУТЬ с минимумом потерь, желательно:
соотношение сил осаждающих:осаждённым хотя бы 1:1, а лучше 2:1, 3:1 et cetera. Нужны получше лучники и воины со щитами (чтоб отбивались от стрел).
раздолбать побольше оборонительных баллист и катапульт. В идеале - довести до 0 и в этот момент, пока осаждённые не построили новую, нажать "Возглавить осаду" (ну или "Послать воинов"), ибо один выстрел катапульты может ранить/убить до 15 твоих воинов, если удачно попал по твоему строю (это хорошо видно в "ручном" штурме). 3.3 Полностью раздолбать хотя бы один кусок стены. Всего можно максимум два.3.4 Обязательно построить таран.
Как раздалбывать: тупо по КД строишь требушеты. Скорость зависит от уровня Инженерного дела + выбранных там перков + количества отрядов у штурмующей стороны.
Обычно выгоднее штурмовать в "ручном" режиме, потери сильно меньше чем при автобое.
N.B. Чем плохи твои онагры при осаде-штурме — в "ручном режиме" friendly fire не редкость.
Можно НЕ строить никаких требушетов, НЕ ломать стен и пр., а тупо построить таран и штурмовать так, но будет много потерь от вражеских лучников и баллист+катапульт, спокойно по КД расстреливающих твою очередь у лестниц, плюс велик шанс, что таран тупо расхерачат на полдороги к воротам.
С одним тараном иногда получается удачно и с низкими потерями (10-20 чел) штурмовать замок/город, но работает, если у тебя >=200 человек, а в обороне =<100 ополчения. Тупо быстро разворачиваешь осадный лагерь, строишь таран и сразу жмешь атаку в ручном режиме. Выгода в том, что за это время осажденные успевают построить только одну катапульту, а ополченские лучники довольно слабы, чтобы нанести серьезный урон твоим хайлевел воинам, пока те катят таран и лезут по лестницам.
Особенно если ты сам хороший лучник и ловко подстреливаешь всех, кто выглядывает поторговать враждебным лицом (у меня за бой обычно 13-27 получается настреливать), нужно брать 2 колчана, желательно "Пучок конических стрел" или лучше.
Когда совершать свой первый штурм:
Выискивать момент, когда:
у вражеского королевства, например, война с другим королевством, в идеале ещё и на другом конце карты все его армии, тогда они могут не успевать до тебя доходить, чтобы сбить осаду. Плюс, если обороняющихся мало и/или очень выгодное соотношение сил в твою пользу, то ты быстро захватишь.
Ещё бывает такое событие, как мятежи в городах. Тогда к власти в Городе приходят "Мятежники XYZ".Это самое идеальный вариант. Мятежники не относятся ни к какому королевству (это как бы появившийся ниоткуда Клан), и если ты этим мятежникам объявишь войну, например напав на один из отрядов снаружи города или прямо в разговоре с лидером мятежников, то можешь спокойно штурмовать город, и ты НЕ будешь находиться в состоянии войны с оригинальным владельцем этого города.
Единственное, штурмовать такой мятежный город надо начать как можно быстрее, потому что обычно штурмовать этот город приходит королевство-оригинальный-владелец)
Осада-оборона
Иметь побольше еды в отряде и городе.
Выгоднее использовать автобой. Например, при соотношении сил обороняющихся:штурмующим как 1 : =<3, почти гарантированно проиграешь.
Хотя, народ изловчается при определённых условиях.
Данные привожу для максимальной сложности, возможно на сложности попроще всё сильно иначе.
Уровень скилла "Тактика" влияет на результаты автобоя. Но он у меня во всех прохождениях был не очень высок, так что вряд ли сильно влиял на показатели, ~10% в плюс, думаю.
Про пленных лордов
Если таки взял лорда в плен, то держи их у себя. Казнить НЕ рекомендую, я конечно прошёл ту игру, где казнил вообще всех подряд, но это была жёппа.
Чем дольше держишь, тем дольше противник воюет другими (плохими) командирами.
чем больше пленников, тем быстрее противник предложит мир с выгодными условиями.
пока у тебя пленники, за ними будут периодически приходить сообщения в духе "Предлагаем вам выкуп X денег за нашего Y", если нужны деньги, то можно соглашаться. Размер предлагаемого выкупа прямо пропорционален богатству королевства (клана), которому принадлежит пленник.
Пленников, являющихся "Вассал", можно в разговоре склонить перейти на твою сторону, вместе со всеми их отрядами и феодами (городами/замками), если у этого клана они есть. Но нужен побольше уровень прокачки твоего Обаяния и как можно более высокое отношение с конкретно этим человеком.
Снизить шансы побега пленных (в т.ч. лордов) из отряда можно определенными перками в:
Езде верхом ("Конные дозорные отряды", 225, -50% к побегу пленников из вашего отряда)
Атлетичности ("Выносливость", 75, -10% к побегу пленников из вашего отряда)
Разведке ("Зоркий глаз", 225, -50% к побегу пленных лордов из вашего отряда)
Мошенничестве ("Посредник", 200, -30% к побегу пленных героев из вашего отряда)
Скиллы
Как поднять планку скилла до 300?
8 очков характеристики + 5 очков внимания = 302 единиц скилла в итоге.
Общая формула:
Максимум прокачки скилла = (Очки характеристик - 1) x 14 + Очки внимания x 40 + 4
Очки хар. / Очки вним.
0
1
2
3
4
5
1
4
44
84
124
164
204
2
18
58
98
138
178
218
3
32
72
112
152
192
232
4
46
86
126
166
206
246
5
60
100
140
180
220
260
6
74
114
154
194
234
274
7
88
128
168
208
248
288
8
102
142
182
222
262
302
9
116
156
196
236
276
316
10
130
170
210
250
290
330
Торговля до 300
Когда делал "мирное прохождение", то в конце концов устал качать Торговлю, терпения хватило до 285. Запилен видос, где за минуту демонстрируется небольшой баг, эксплуатация которого может помочь достичь 300 Торговли:
Статы и скиллы, которые в итоге предпочитаю качать я:
Энергия 2.
Контроль 5: Лук 5.
Выносливость 6: Езда верхом 4, Атлетичность 3, Кузн. дело 2+.
Интеллект 3: Управление 4, Медицина 5, Инж. дело 0+.
Это позволяет:
прокачать лук до 275 (беря в Атлетичности и Кузн. деле перки на +2 Контроль и в Атлетичности +1 Выносливости);
выучить в Езде верхом 225."Конные дозорные отряды" (-% к побегам пленных из отряда);
выучить в Разведке 225."Зоркий глаз" (-% к побегам лордов из отряда);
выучить в Мошенничестве 200."Посредник" (-% к побегам лордов из отряда);
выучить в Обаянии 275."Бесконечное обаяние";
качнуть Лидерство до 288;
выучить в Торговле 150."Торговля информацией" (-50% расходов на отряд при ожидании в поселениях);
качнуть Управление до 192;
выучить в Медицине 225."Обман смерти";
Для Спутников — всё то же самое, но если хотим качнуть Лук/Арбалет до 275 без заморочек с Кузн. делом, то:
Контроль 7: Лук/Арбалет 5.
Выносливость 4: Езда верхом 5, Атлетичность 4, Кузн. дело 0.
Зачатие и беременность
О зачатии оповещается в логе событий розовым сообщением "%s забеременела", а также для супруги — всплывающим вверху сообщением "Ваша супруга %s только что узнала, что забеременела".
Необходимые условия:
между супругами;
возраст женщины < 40 лет;
максимальный возраст мужчины для зачатия неизвестен, но как минимум =< 61 (мой персонаж 61м + 33ж имели детородный успех);
в момент, когда зачинающие находятся (при участии вашего персонажа — когда вы "отдыхаете" ("resting")) В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ феоде (городе или замке). При этом супруги могут находиться оба в цитадели или оба в одном отряде, или один быть управляющим города, а другой находится в цитадели, или один в отряде, в другой в цитадели/управляющий.
Есть подозрение, что зачатие НЕвозможно, если кто-то из супругов находится в отряде в составе армии. Предположение требует подтверждения/опровержения.
в момент между 06 утра и 12 часами дня. Т.е. где-то до часа, когда происходит ежедневный расчёт ежедневных расходов/доходов.
Есть подозрение, что необходимым условием зачатия является необходимость супругами провести всю ночь безвылазно в этом же поселении, т.е. нельзя, например, зайти в город в 08 утра и в 12 получить беременность. С другой стороны, буквально вчера у меня было следующее: жена брата была управляющей Ониры, мы с братом в составе двух отрядов сняли осаду с Ониры, уничтожив вражескую армию. Затем мы оба сразу же (было утро) зашли в город, а в полдень я получил сообщение, что жена брата "почувствовала себя беременной".
Факторы, влияющие на вероятность успешного зачатия:
В интернетах есть утверждения, что базовая вероятность зачать ребёнка равна то ли 12% то ли 20% то ли 24% для женщины 18 лет.
Вероятность забеременеть обратно пропорциональна возрасту женщины.
Вероятность забеременеть обратно пропорциональна количеству уже имеющихся у женщины детей.
У скилла "Обаяние" есть перк "Мужество" (25), который увеличивает вероятность забеременеть.
Величина скилла "Обаяние" положительно влияет на вероятность зачать ребёнка. Неизвестным остаётся, аккумулируются ли как-то эти перки в супругов. Но я на всякий случай всегда учу обоим.
Величина отношений между супругами положительно влияет на вероятность зачать ребёнка.
Конкретные коэффициенты этих факторов мне неизвестны.
В интернетах пишут, что беременность длится 63 дня, но я не считал.
Повторно забеременеть у моей супруги, например, пятём ребёнком получалось уже на 3-й день после рождения четвёртого. Вот такой он рандом.
Акт деторождения может иметь следующие результаты:
мать жива, ребёнок жив.
мать жива, ребёнок умер.
мать умерла, ребёнок жив.
мать умерла, ребёнок умер.
В интернетах попадался комментарий, что-де возможна двойня. У моих персонажей за 500 часов игры такого не случалось.
И да, получить ачивку за рождение 7 детей вполне реально.
Можно поступать следующим образом:
Берём супругу в свой отряд
Запасаем отряд едой
Заходим в дружеский город
Клацаем "Подождать здесь некоторое время"
Сохраняем игру
Включаем максимальную скорость течения времени
Отходим от компа на 10 минут / переключаемся на другие дела за компом
...
Возвращаемся в игру, жмём L клацаем на аватар супруги, смотрим появился ли значок беременности:
ЕСЛИ значка беременности НЕТ, ТО загружаем игру и повторяем цикл.
Другие королевства НЕ МОГУТ объявить вашему клану войну;
Т.е. вы можете спокойно захватывать, например, восставшие города и владеть ими.
Вы можете объявлять войну другим королевствам и мириться с ними, во время личной встречи с отрядами/армиями лордов нужного королевства. Заключать мир, кстати, дёшево в сравнении с тем, когда у вас своё королевство.
Это позволяет проворачивать следующее невозбранное коварство:
Выбрать ослабленный город для захвата;
Объявить войну королевству-владельцу;
По-быстрому захватить город;
Как можно быстрее помириться с королевством, выплатив несколько тысяч денег;
Повторять предыдущие шаги до достижения нужного количества городов, а потом объявлять основание сразу мощного королевства.
Если вы жените брата на императрице Реджии, то не она придёт к вам в Клан, а он уйдёт в её имперский Клан. Детей у них не будет, потому что Реджии с начала игры 43 года, это выше чем детородный возраст в игре. После её смерти власть НЕ перейдёт к вашему брату, как вы могли бы подумать.
Когда вы выдаёте женщину своего Клана (сестру, дочь и т.п.) замуж, она покидает ваш Клан и вступает в Клан мужа. Рачительный игрок предварительно "снимет" с такой женщины всю ценную экипировку и коня.
Лучшая гражданская броня
Шлем = "Облегченный мягкий койф" (базово +14 брони голове), продаются в городах имперцев, стоит ~400 ден
ИЛИ "Открытый мягкий койф" / "Шнурованный койф" (базово +14 брони голове), продаются в городах вландийцев, стоит ~430 ден.
Накидка = "Леопардовая шкура" (базово +5 брони телу и +2 брони рукам), продаётся в некоторых городах ассерайцев — Аскар, Казира, Ийякис, Рази, Хусн-Фульк; стоит ~950 ден.
Тело = "Бронзовый нагрудник" (базово +42 брони телу), продаётся в баттанских городах Кар Бансет, Дунгланис, Марунат и Сеонон, но стоит ~20000 ден.
ИЛИ "Толстый жилет-бригандина" (базово +34 брони телу), да он чуть похуже, но значительно дешевле (5800 ден.), продаётся в некоторых имперских городах.
Наручи = "Наручи фиана" (базово +18 брони рукам), продаётся в баттанских городах, где есть Кожевенная мастерская, стоит ~2200 ден.
Поножи = "Укрепленные замшевые сапоги" (базово +20 брони ногам), продаётся в хузаитских городах, где есть Кожевенная мастерская, стоит 1700 ден.