ИНДУКЦИЯ = логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.
Различают Полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве.
ДЕДУКЦИЯ = логический переход от общего к частному; выведение согласно строгим правилам логики достоверных заключений из посылок.
Абстрактность = способность абстрагироваться от неважного и сосредоточиться на важном.
Мышление моделирует мир, а не отражает его в полноте всех ненужных деталей. Мышление должно отделять зёрна от плевел и оперировать зёрнами. Мышление должно уметь отвязываться от индивидов и мыслить типами, прототипами, абстрактными понятиями: мы не знаем, что у мышления внутри, но требуем какого-то обобщения с опусканием ненужных для предмета мышления деталей. Нам нужна абстрактность в сложных ситуациях, мы хотим уметь планировать и проектировать впрок, мы хотим работать с целыми классами и типами ситуаций. Без абстрагирования мы не сможем переносить опыт одних ситуаций на другие, мы не сможем эффективно учиться, мы не сможем создавать языки, обслуживающие коллективное мышление – языки позволяют обмениваться самым важным по поводу обдумываемых ситуаций, они очищают общение от неважных подробностей.
Адекватность = степень связаности нашего абстрактного мышления (и порождаемых им описания ситуаций) с реальным миром.
Соответствуют ли наши мыслительные представления о ситуациях реальному (т.е. существующему независимо от нас, материальному) миру? Или мышление нас обманывает и предлагает какие-то неадекватные представления? Нам нужно практичное, применимое для действия мышления, мы хотим быть адекватными и не отрываться от реальности.
Осознанность = способность понимать как мы мыслим, как мы рассуждаем. Она означает волевое управление вниманием: какие области пространства смыслов — дисциплины — сейчас представлены в мышлении, и в какие области пространства смыслов двинется мысль дальше.
Если мы просто "имеем интуицию", это нас не удовлетворит. Мы хотим знать, о чём мы размышляем, как мы это делаем, мы хотим иметь возможность выбирать – мыслить нам о чём-то или не мыслить, мы не хотим быть бессознательными мыслящими автоматами. Мы хотим быть осознанными в мышлении, мы должны учитывать не только мышление, но и наличие самого мыслителя". Ещё сюда "рефлексия" – это осознанность, но только не на текущую ситуацию, а уже прошедшую".
Рациональность = способность провести рассуждение по правилам, логичное рассуждение.
Это возможность отстроиться от своей биологической и социальной природы, не делать связанных с этим ошибок. Рациональность – это возможность проверить результаты быстрого образного интуитивного мышления на отсутствие ошибок, нарушений правил, возможность задействовать опыт человечества в мышлении. Это возможность явно (хотя бы в диалоге с самим собой, то есть осознанно) обсудить эти выработанные цивилизацией правила хорошего мышления, обсудить логические основания мышления, обсудить допустимость или недопустимость использования каких-то отдельных приёмов мышления. Мы не хотим ошибок мышления, поэтому мы должны быть рациональными, мы должны уметь распознавать ошибки мышления у себя и других, мы должны уметь выразить результаты мышления так, чтобы уменьшить число ошибок при восприятии наших результатов другими людьми. Мы хотим быть рациональными, нам нужно уметь делить задачи на части (рацио – это ведь "деление"), мы не хотим чистой образности-интуитивности или чистой эмоциональности-спонтанности, хотя мы не отрицаем их необходимости, но нам прежде всего нужна цивилизованность в мышлении, использование лучших достижений цивилизации в том, как мыслить.
Центром новой американской безопасности предлагается следующее, наиболее общее и в то же время рабочее определение:
ИИ = программно-аппаратные вычислительные комплексы полного информационного цикла (включающего восприятие, фильтрацию, обработку, хранении информации, выполнение аналитических и синтетических когнитивных функций), позволяющие в режиме человек-машина или автономно принимать и реализовывать решения в сложной, динамичной и неопределенной среде.
Данное определение подчеркивает несколько ключевых концептов, без понимания которых лица, принимающие решения, не смогут сделать правильного выбора:
Способность решать нестандартные задачи нестандартными методами.
Необходимы:
Сознание есть объединение:
Сознание как способность, повинуясь стремлению удовлетворить потребность, составлять алгоритм действий (последовательность применения методов) на основе опыта и имеющихся базовых (изначально заложенных в организме) либо ранее приобретённых (принятых на веру | выработанных самостоятельно на основе опыта взаимодействия с внешним миром) логических правил/установок.
Методами достижения желаемого могут быть в общем случае:
Опыт и знания могут быть приобретены сугубо из восприятия внешнего мира (всё что НЕсознание), т.е. требуется как минимум один канал получения информации (и не обязательно отправки информации, т.е. на основе наблюдений можно тоже делать выводы и строить правила?).
Два похожих события сливаются в одно прототипичное. Если событие не похоже на прототип, то оно занимает отдельное место в памяти
Откуда у людей столько злобы, почему мы со временем начинаем ругать/обвинять не то что ругали/обвиняли раньше?
При каких условиях (precondition, event) возникает фрустрация? Каковы корневые причины?
Как это победить (solution)?