Объяснять это значит сводить свойства и поведение НЕизвестного к свойствам и поведению известного.
Понятие = мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфичных признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
Метод = систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Метод это способ как сделать что-то.
Инструмент = предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта.
Технология = совокупность методов и инструментов для достижения воспроизводимого желаемого результата.
Артефакт = продукт работы или объект работы. Может быть информационным.
Управляемость = возможность перевести систему из одного состояния в другое. В системе либо работают управленческие импульсы и обратная связь, либо не работают.
У автомобиля снят руль, подчинённые саботируют указания руководства — система неуправляема. Система управляема и переходит из состояния А в состояние Б, если владелец бизнеса ставит высокоуровневые задачи руководителям, и каждый из них отчитывается о реальном выполнении задач на своём участке.
Эффективность = достижение результатов с MIN издержками ИЛИ получение MAX возможного объёма продукции из данного количества ресурсов.
Результативность = (Факт / План) * 100%
Продуктивность = способность системы за время T создавать N чего-либо ИЛИ совершать N действий.
Продуктивность сама по себе не является чем-то положительным/отрицательным, ведь можно продуктивно создавать брак. Положительность определяется в совокупности продуктивности с эффективностью и результативностью.
Транзакция = способ группировки операций чтения / записи в одну логическую единицу, в рамках которой эти операции либо выполняются целиком либо не выполняются с возможностями прерывания и отката.
Мораль = система критериев, дающих оценку действиям.
Уровни профессионализма:
Жизненные стратегии
Ценностью обладает только та литература, которая не развлекает, не позволяет убить время, а которая даёт инструменты к решению хотя бы небольших задач.
Вероятность это неизвестность. Само понятие "случайное событие"" тождественно "я знаю не всё". Если я знаю о событии всё, то его вероятность с моей точки зрения — 1 или 0. А вот промежуточное значение — это как раз "знаю что-то, но всё равно не могу однозначно предсказать исход следующего события".
Опасность это некое событие, постоянно присутствующее в качестве потенциальной возможности, о чём мы никогда не можем сказать про это с уверенностью.
Угроза это коллективно осознанная опасность, коллективно произведённый нарратив, транслируемый в публичное пространство, на человека.
Риск это лично (рационально) принятая вероятность наступления события опасности и встроенная в свои (стратегические) действия.
Часто людям очень трудно отделить нарративную транслируемую ему угрозу от лично осознанного риска.
Риск это неопределённое событие, которое если произойдёт, то повлияет на достижение целей.
Риск = Вероятность * Ущерб
Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации)
Тем не менее, базовые потребности (потребности нужды, если угодно) существуют, и от удовлетворения их зависит сам факт существования человека.
Однако, чем выше/дальше мы "идём", тем более разнообразны потребности и способы их удовлетворения.
Таким образом, графически это можно было бы отобразить в виде перевёрнутой трапеции с бесконечно большой высотой.
Площадь фигуры являет собой то время (и ресурсы?), которое у человека есть в течение жизни.
Считаем, что на текущем этапе научно-технического прогресса, когда жизнь человека весьма коротка — все потребности охватить нельзя.
Так же считаем, что большинство людей по-умолчанию должно на 100% удовлетворить самые базовые потребности. Но помним, что история знает примеры, когда ради высоких достижений некоторые люди жертвовали здоровьем, т.е. не полностью удовлетворяли свою базу (плохая пища, плохие бытовые условия и т.п.).
Что тянет фигуры вверх?
Фигуру вверх тянет потребность в самореализации, удовлетворить которую можно только через познание.
Не толкает ли вверх также такая вещь как привычка? Привычка уже не будоражит человека, он не испытывает тех эмоций, которые ранее получал и хотел бы продолжать.
Что держит фигуры внизу?
Благодаря рекламе и пропаганде потребления навязываемая привычка превращается в спорт — съешь ещё вот то, купи ещё вот это — и связывает человека на определённом уровне. Заставляя тратить время и ресурсы на "разнообразное" удовлетворение одной и той же простой потребности.
Как можно облегчить человеку подъём выше? В чём задача общества и экономики?
- Уменьшить величину времени и материальных ресурсов, затрачиваемых человеком на удовлетворение потребностей нижнего уровня. Это достигается научно-техническим прогрессом и более равномерным (справедливым) распределением ресурсов между людьми.
- Убрать из удовлетворения базовых потребностей элемент спорта, выносить его на более высокие уровни, там где человек становится уникальным благодаря самому себе (своему выбранному направлению в удовлетворении потребностей более высокого уровня), а не тому, что он является обладателем каких-то особых вещей или потребителем элитных услуг.
В теории ожидаемой пользы (expectancy-value theory) говорится, что люди оценивают не реальную когнитивную нагрузку, а субъективно воспринимаемую (percieved) будущую нагрузку и полезность — когда вы даже воспринимать её по факту не можете, ибо ещё не знакомы с предметом.
И наши ожидания (возможность/способность достижения результата) на пути к результату базируются на таких субъективных ценностях как Интерес, Важность(Значимость), Полезность, оценке Затрат.
А ведь решение "учить-не учить" принимается до изучения предмета. То есть бесполезно уговаривать что-то учить, потому как "оно полезно". Решение принимается не только и не столько по "пользе", сколько по "цене изучения" — например, считает ли потенциальный ученик, что у него есть способности к предмету.
В наиболее общем виде структуру факторов модели 'Ожидание-Ценность' можно представить следующим образом:
Теория предполагает, что дисциплина должна находиться в форме, в которой она концентрированно ценна (value) и одновременно легко усвояема (learnability).
Да, это банальность, но это и нужно реализовать:
Три составляющие кантовского императива:
There are known knowns — a things we know we know.
Known unknowns — we know there are some things we do not know. Known unknowns refers to risks you are aware of expected or foreseeable conditions (based on past experience), such as canceled flights.
There are also unknown unknowns — the ones we don't know we don't know. unknown unknowns are risks that come from situations that are so unexpected (based upon n past experience) that they would not be considered.
The unknown known — things that you don't know you know. Maybe you just do not want to know them.
Связь исходных абсолютных факторов с относительными факторами, давшими критические преимущества цивилизациям Евразии.